г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 13
Телефон кассы: +7 (812) 712-43-93
Часы работы кассы: ежедневно с 12:00 до 15:00,
с 16:00 до 19:00:
Обращаем ваше внимание, что детям от двух лет
необходимо приобретать отдельный билет.
г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 13
Телефон кассы:+7 (812) 712-43-93
Обращаем ваше внимание, что детям от двух лет необходимо приобретать отдельный билет.

История театра

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

27 декабря 2017 года Санкт-Петербургскому государственному детскому музыкальному театру «Зазеркалье» исполнилось 30 лет.

Именно в этот день в 1987 году к новогодним праздникам дети Ленинграда получили превосходный подарок – Детский музыкальный театр «Зазеркалье» и первую премьеру нового театра: спектакль по опере молодого ленинградского композитора Леонида Десятникова «Браво-брависсимо, пионер Анисимов, или Никто не хочет петь». Эту «оперу-детектив в двух действиях для детей и взрослых» поставили художественный руководитель «Зазеркалья» Александр Васильевич Петров, музыкальное руководство осуществил главный дирижёр Павел Аронович Бубельников – ныне народные артисты России. Создатели «Зазеркалья» возглавляют театр по сей день. Рождение театра «Зазеркалье» в 1987 году благословила легендарная Наталья Ильинична Сац – основательница первого в мире театра для детей, которая не только присутствовала на открытии «Зазеркалья», но и была зрителем всех первых постановок театра, высоко оценивая яркий старт нового театра.

С первых лет существования театр занял особое место в культуре Петербурга. Имя театра, придуманное его создателями, безусловно, не без влияния парадоксальной философии Льюиса Кэрролла, означает особый художественный взгляд на природу творчества. Именно музыка как никакое другое искусство способна легко и непринужденно  «балансировать» на грани реального и потустороннего, отражать нас самих и давать возможность заглянуть по ту сторону зеркала — в Зазеркалье,  хранящее в себе наши мечты, фантазии, и искать в нем  еще неизведанное, непознанное.

В «Зазеркалье» за эти годы поставлено около 80 спектаклей для зрителей всех возрастов.  Исполняя миссию семейного театра, «Зазеркалье» обращает свои спектакли к детям и взрослым, надеясь видеть их у себя обязательно вместе. Первоклассная музыка и высокая литература здесь протягивают друг другу руки. Можно с полным основанием назвать этот театр авторским – независимо от того, о классике или современном репертуаре идет речь. Здесь существует своя авторская методика обучения и воспитания «синтетических» актёров (труппа регулярно пополняется выпускниками курса А.В.Петрова в Российском государственном институте сценических искусств), индивидуальный, авторский принцип формирования репертуара, уникальный метод сочинения спектакля. Таков, например, «Детский альбом», либретто которого создано самим режиссером Александром Петровым по произведениям Л. Толстого, Н. Гарина-Михайловского, В. Набокова, а оркестровую версию фортепианных пьес П.И. Чайковского специально для театра «Зазеркалье» создал Леонид Десятников (чья детская опера «Витамин роста» по стихам Олега Григорьева также впервые увидела свет именно на сцене «Зазеркалья»).

Петербургские дети и их родители по  достоинству оценили и полюбили «Детский альбом» – «визитную карточку» театра «Зазеркалье», «Пастушку и Трубочиста» и «Рождественскую мистерию», где клавирная музыка И.С. Баха становится вокальной и оживает в драматическом действии, пении и танце, «Историю солдата» И. Стравинского, «Волшебную флейту» В.А. Моцарта, «Ноев ковчег» Б. Бриттена, городскую мистерию «Страсти по Каштанке» по чеховскому рассказу, фольклорно-обрядовую драму «Финист ясный сокол», симфоническое цирковое представление «Петя и волк» С.С. Прокофьева, стилизованную в духе китайского театра  «Сказку о Соловье, Императоре и Смерти» по Х.К. Андерсену, мюзиклы «Робинзон Крузо», «Рикки-Тикки-Тави», «Приключения Незнайки», «Старик Хоттабыч» и многие другие спектакли для детей.

В «Зазеркалье» существует уникальный  репертуар музыкальных спектаклей для самых маленьких детей (от 2-х лет),  идущих в Белом зале. Среди них – написанные специально для «Зазеркалья» «Любимая игрушка» И. Конвенан, «Три поросёнка» Д. Жученко, «Винни Пух и все, все, все» О. Петровой (настоящая опера со всеми необходимыми атрибутами жанра!) и другие.

Творческие возможности театра впечатляют взрослую публику в таких  оперных шедеврах, как «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Богема», «Мадам Баттерфляй» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Так поступают все» В.А. Моцарта, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж. Бизе, «Снегурочка» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова… «Зазеркалье» продолжает осваивать редко исполняемые (и трудно исполнимые!) оперы Дж. Россини: вслед за «Золушкой», завоевавшей две «Золотые маски» («Лучший оперный спектакль» и «Лучшая работа дирижера в опере»),  театр представил зрителям блестящую комическую оперу «Итальянка в Алжире» (первое исполнение русской труппой), а затем первым в России поставил оперу «Газета, или Брак по объявлению».   

Общепризнанная и редко исполняющаяся классика  соседствует здесь с произведениями современных авторов, созданными специально для «Зазеркалья». Среди композиторов – Л. Десятников, С. Баневич, Г. Банщиков, И. Рогалёв, О. Петрова, Е. Подгайц, Р. Львович, И. Цеслюкевич, С. Важов, В. Баскин и другие.

Огромную и чрезвычайно актуальную работу ведет театр со зрителем, вовлекая в это как детей, так и их родителей и учителей. В Белом зале театра проводятся циклы просветительских театрально-музыкальных абонементов (их уже десять) для зрителей всех возрастов, активно действует любимый школьниками Арт-клуб юных петербуржцев «Три апельсина», а театральное закулисье становится местом экскурсий и квестов для детей. В последнее время театр «Зазеркалье» открывает для публики свой уютный и стильный двор, полный театральных и музыкальных  сюрпризов, и приглашает публику на цикл концертов open-air «Ретро-дворик «Зазеркалья».

Сегодня в «Зазеркалье» приходят со своими детьми те, кто когда-то начал посещать этот театр в самом юном возрасте. О «Зазеркалье» можно смело говорить как об одном из главных центров музыкально-театральной культуры в Санкт-Петербурге, формирующем духовный облик и ребёнка, и его родителей. Но и сам город Санкт-Петербург – неотъемлемая от спектаклей «Зазеркалья» культурная почва, живой источник образности, который так или иначе одушевляет едва ли не все спектакли «Зазеркалья». Их укоренённость в петербургской культуре обусловлена собственными петербургскими (семейными, музыкальными, театральными, культурными) корнями «родителей» театра – А.В. Петрова и П.А. Бубельникова.  
Спектакли театра завоёвывают любовь и признание не только у публики, но и среди театральной общественности, у выдающихся деятелей театра, как это было в 1992 году, во время первых гастролей «Зазеркалья» в Москве:

  • Пётр Наумович Фоменко: «Удивительный театр, театр, изысканно соединяющий архаическую сказку с изломанным гротеском и достигающий в этом абсолютной органики – театр живой и завораживающий…».
  • Алексей Владимирович Бородин: «Выступление «Зазеркалья» в Москве – это всегда мощный поток своеобразных идей, разрушение традиций, сквозь которое глядит неповторимое лицо самого театра…».

В 2013 и в 2016 годах состоялись очередные гастроли «Зазеркалья» в Москве – на Новой сцене Большого театра. Они прошли с огромным успехом и вызвали горячий отклик не только у публики, но и среди театральной общественности, и у московских критиков. Не раз отмечалось, что художественных аналогов «Зазеркалью» не найти: «Создав в 1987 году «Зазеркалье», Александр Петров и дирижер Павел Бубельников сделали подарок всему городу на Неве. С тех самых пор культурная идентичность маленьких петербуржцев формируется на их спектаклях. Удивительно, но сравнить «Зазеркалье» на театральной карте России не с чем. Серьезный музыкальный театр, гарантирующий высочайшее качество вокала и оркестра, открывающий новые, плохо известные или никогда не исполнявшиеся в России партитуры, «Зазеркалье» при этом дает радость семейного просмотра, изысканную и глубокую режиссуру, легкость и естественность драматической игры, виртуозность пластики. Это здесь Леонид Десятников впервые выступил в качестве оперного композитора, написав настоящий оперный хит «Браво-брависсимо, пионер Анисимов». Петров и Бубельников развлекают лукаво и мудро и, как дзен-буддийские монахи, дарят своей публике внезапные просветления… Вообще философия «Зазеркалья» – это целостность человеческого существа, без различия возраста и опыта» (Алёна Карась. Ария Робинзона // Российская газета. 2013. 9 сентября).

Сегодня «Зазеркалье» – один из лучших музыкальных театров России, он широко известен в стране и за рубежом, любим зрителями всех возрастов.  

«Зазеркалье» — участник многих фестивалей, его полюбили зрители разных городов страны (Москва, Самара, Псков, Новгород, Оренбург, Новосибирск, Омск, Костомукша). Знаком он и театралам ближнего  и дальнего зарубежья (Таллинн, Рига, Минск, Любек, Бостон, Хельсинки).

Спектакли театра высоко оценивались ведущими российскими театральными и музыкальными критиками, становились лауреатами различных фестивалей.

Спектакли «Зазеркалья» трижды удостаивались Премии Правительства Санкт-Петербурга, многократно – Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Многие спектакли театра были награждены премией петербургского отделения СТД РФ «Лучший спектакль года»,  регулярно спектакли «Зазеркалья» становятся лауреатами фестиваля петербургского отделения СТД РФ «Театры Санкт-Петербурга – детям». В 2008 году художественный руководитель театра «Зазеркалье» был удостоен специального приза фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям»: «За создание сценического произведения непреходящей художественной и нравственной ценности – спектакля «Детский альбом».

В 2013 году театр стал лауреатом Специальной премии Союза театральных деятелей Российской Федерации «За весомый вклад в развитие детского театра России».

В 2004 году Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр  «Зазеркалье» стал инициатором и организатором ежегодного конкурса на соискание Российской Национальной театральной премии «Арлекин». В 2018 году театр проведет уже XV Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Этот фестиваль сегодня лидирует среди российских фестивалей спектаклей для детей. Учредителем «Арлекина» в 2008 году стал Союз театральных деятелей Российской Федерации, а Президентом «Арлекина» является художественный руководитель РАМТа, народный артист России Алексей Владимирович Бородин.

В 2018 году художественный руководитель театра Александр Васильевич Петров стал лауреатом Российской Национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей».

ТЕКУЩИЙ РЕПЕРТУАР ТЕАТРА


« назад